• DSCN9888.JPG
  • IMG_2223.jpg
  • IMG_2298.jpg
  • IMG_2313.jpg
  • posledniy_zvonok_2014_59_20140616_1176223595.jpg
  • музей.jpg

  2018  - Год детского спорта на Дону, 

Год Добровольца в России

Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html
Категория: Наши лучшие
Алисов Георгий Васильевич

Детство.

Георгий Васильевич Алисов родился 1 мая 1925 года.

Мать, Дарья Никаноровна, 1893 года рождения, из простой крестьянской семьи. С двенадцати лет ее отдали работницей в чужой дом, в школу она не ходила и до конца дней своих так  и не научилась грамоте. Отец, Василий Иванович, родился в 1894 году. Участвовал в Первой мировой войне, был артиллеристом, воевал на турецком фронте. Географические  названия: гора Арарат, озеро Ван, город Эрзерум - ему были хорошо знакомы в реальной жизни, потому что  земля в тех окрестностях  была полита и его солдатским потом и кровью. Возвратившись с фронта, он попал в самую гущу  революционных событий. Поженились они в юном возрасте: Дарье Никаноровне было 16 лет, а Василию Ивановичу – 15 лет.

Георгий Васильевич был двенадцатым  ребенком в семье, но, к сожалению, выжили  только трое: старшая сестра Мария, брат Петя  и младший Жорик.

Мать работала свинаркой, вела домашнее хозяйство. Поскольку родители были постоянно на работе, воспитанием детей занималась тетушка Анна, жившая в соседней хате. Родители с детства  прививали детям трудолюбие, заботливое отношение друг к другу.

Когда старший брат Петя пошел в школу, то направился за ним и младший Жорик, садился за последнюю парту и внимательно слушал все, чему учили на уроке. Так прошел месяц. Когда в школу пришел отец, учительница Нина Ивановна Полозова сказала: «Он шебутной, но все хватает на лету, так что пусть уж ходит вместе с братом». Вот почему все одноклассники Жоры  были на два года  старше. Так  и начались школьные годы маленького Жоры. Детство Георгия Васильевича  было не из легких, именно в этом возрасте постигла его беда: смерть любимого брата Пети, затем,   в 1933 году умирает отец. Мать осталась одна с двумя детьми: старшая дочь Мария и единственный мужчина в семье - Жора. Нужно было поднимать детей, Дарья Никаноровна по-прежнему работала в колхозе  свинаркой, дети помогали ей вести домашнее хозяйство. Жора очень любил свою мать, старался изо всех сил не огорчать ее. Эту любовь и уважение к матери он пронес через всю свою жизнь.

Он хорошо  пел, выразительно читал стихи, был активистом и помощником учителя. Его в классе все любили, уважали и с нежностью называли Жориком. Учился всегда только на «отлично».

В школьные годы Георгий Васильевич увлекался техникой, любил говорить об море, мечтал стать капитаном парохода.

Юность, опаленная войной.

Но пришло лето 1941 года, и тихая размеренная жизнь внезапно изменилась. Когда началась война, Георгий Васильевич учился в 10-м классе. В селе Песчанокопское при отделении милиции создавался отряд самообороны, в нем  участвовали мужчины старшего возраста и небольшая часть молодых ребят, пока не подлежащих призыву в действующую армию. В этот отряд вступил  и Георгий Васильевич. Все десятиклассники Пасчанокопской  средней школы № 1, как и их сверстники из других школ  области, были  направлены под г. Ростов для рытья окопов и противотанковых рвов. Трудно себе представить, как полуголодные, озябшие ребята проделали этот путь пешком, ночуя в холодной  осенней степи.

Летом 1942 года выпускникам Песчанокопской школы №1 были выданы аттестаты об окончании средней школы, а немцы уже форсировали Дон и наступали на Кавказ. Выпускники 1942 года пришли  в военкомат с просьбой отправить их на фронт. Среди них был юноша, который возглавлял комсомольскую организацию школы, Георгий  Алисов. Он вступил в комсомол в 1939 году, а в 1941 году стал членом бюро РК ВЛКСМ. Бюро проводило большую работу по мобилизации молодежи на фронт. В это тяжелое для страны время Георгий Васильевич, как и все его одноклассники, стал на защиту своей земли.

  И пасмурным вечером 28 июля 1942года около 1000 допризывников 1924-1925 годов рождения, собрав  свой нехитрый багаж, влились в общий поток.

 Для Георгия Васильевича эти дни навсегда остались в памяти. «Что творилось вокруг, трудно представить, это могут понять только участники тех событий», – вспоминал он.   Он  вместе с   односельчанами оказался в дагестанском селении Кайягент. Здесь, где сходятся Кавказские горы и Каспийское море, на лесной  поляне призывники дали клятву верности Родине – приняли военную присягу.

«Я был с отцом на этой полосе  в 1966 году, когда гостили у родственников в г. Избербаш в 20 километрах  от Каягента,- вспоминает Петр Георгиевич. – Заросли, кустарники, между ними  множество открытых  пространств, где из земли  выступают  камни, а в нескольких местах эту поляну пересекают ручьи. Отец долго ходил по этой поляне и все пытался найти место, где они давали присягу, внимательно присматривался  к камням и изгибам прозрачного ручья, а затем сказал: «Да разве же здесь найдешь, через эту поляну прошли тысячи, а может десятки тысяч таких  же ребят, как я».

 При форсировании реки Кубань Георгий Васильевич получил серьезную контузию. Танк выстрелил, и его отбросило в камыши, а пушка была раздавлена гусеницами вражеского танка. На плащ-палатке вытащили его из камышей и доставили в медпункт, а дальше – в госпиталь.

После выздоровления ему предложили пойти в летное училище, готовившее летчиков – истребителей. Училище располагалось в девяти километрах от города Кропоткина (станция Кавказская). После училища Георгий Васильевич воевал на знаменитой «голубой линии» (так фашисты называли рубеж обороны, протянувшийся по сопкам через Таманский полуостров). О масштабности этого боя говорят такие факты: под Новороссийском, на Малой земле, была 18 ударная армия, а сопку героев на Таманском полуострове брали три ударные армии и гвардейский корпус.  За время боев в воздухе Георгий Васильевич был сбит пять раз, из них три раза ему все-таки удалось посадить самолет, а дважды приходилось прыгать с парашютом.  На этой «голубой линии» Георгий Васильевич получил тяжелые ранения в ноги. Два месяца он пролежал в госпитале в Хосте, второе ранение было в голову осколком снаряда, взорвавшегося рядом с кабиной  самолета. За участие в боевых действиях Георгий Васильевич был награжден Орденом Боевого Красного Знамени и Красной Звезды, медалью «За оборону Кавказа».

После выздоровления Георгий Васильевич был направлен в Кировобадскую школу летчиков бомбардировочной авиации.

Летом 1944 года приехала  приемная комиссия по набору в военно-воздушную академию. Экзамены Георгий Васильевич сдал успешно. Председатель комиссии пожал ему руку и объявил о  зачислении. Георгий Васильевич радостный повернулся, чтобы идти, а доктор заметил кровь на гимнастерке под ремнем. Оказалось, что во время перегрузок при сдаче  практической части лопнул шов над одним из рубцов. На следующий день Георгий Васильевич был в госпитале, а дальше приговор врачей: « По состоянию здоровья списан на землю».  Он знал, что теперь, после ранения, путь в небо для него закрыт. После госпиталя он был комиссован.

А потом конец войны…ПОБЕДА!

 ПРИЗВАНИЕ.

 Георгий Васильевич, как и другие песчанокопцы, вернулся в родное село: нужно было восстанавливать разрушенное войной народное хозяйство.

Спустя несколько месяцев он стал коммунистом. И снова началась напряженная работа - уже секретаря РК ВЛКСМ. Как умный организатор, вдохновляя молодежь на трудовые достижения по  восстановлению разрушенного войной села, он вовлекал молодежь в активную общественную деятельность, вел культурно-просветительскую работу среди населения, воспитывал у юношей и девушек чувство патриотизма, высокий гражданский долг, настойчиво и упорно призывал молодежь к учебе, получению специальностей, необходимых на селе. Комсомольская организация нашего района становится одной из ведущих в Ростовской области.

В 1949 году его назначают вторым секретарем  РК КПСС. И здесь он был одним из лучших: эрудированный, умел  знания применять на практике, новатор, искал новое, передовое, великолепно владел ораторским мастерством.

Далее его избирают председателем районного совета народных депутатов. Куда бы ни бросала жизнь Г.В.Алисова, везде он работал самоотверженно, вносил новизну, был удивительно обаятельным человеком, к нему, как магнитом, тянуло людей, поэтому в любом деле у него всегда было море единомышленников и помощников.

А с 1951 года Георгий Васильевич начал свою  педагогическую деятельность в ранге учителя физики, а затем математики. Он выбрал одну из самых земных дорог - стал учителем.                                                      

Он всегда любил детей, каждый ученик был для него личностью, которую надо было ежедневно готовить к жизни, полезной для общества.

О таких людях говорят, что они родились математиками. Объяснял он всегда великолепно. Математические формулы превращались в его устах в поэзию. Он пел гимн математике! Именно Георгий Васильевич советовал мальчикам с математическим мышлением найти своему уму достойное применение: они становились курсантами военных училищ, потом офицерами, студентами технических вузов, потом инженерами. Зорко следил за их успехами и гордился учениками  ПСШ  № 1. На оценки он был строг, но если ответ был великолепен, на похвалу не скупился. Даже в дневнике не скрывал своих эмоций. Его оценки выглядели так: « +5!» и « +5МОЛОДЕЦ!». Явление учителя подобного рода в жизни каждого ученика – это большое событие. Тысячи  песчанокопцев разных поколений  благодарны ему за знания, которые он дал, за науку жить и любить Родину.

 

 ПРИЗНАНИЕ.

В 1954 году Георгий Васильевич стал директором  Песчанокопской средней школы № 1. С этого момента  не только учеба, но и разнообразные дела, в которых участвуют все и каждый, стали важны для него и всего педколлектива. Работа учащихся по самообслуживанию, посадка аллей в селе, строительство школьной электростанции, когда не было постоянного света; создание школьной бригады, ученических звеньев по уборке урожая и незабываемые трудовые летние дни и ночи в ней – во все это вложены  вдохновение и организаторский талант Георгия Васильевича, который способствовал закреплению молодежи на селе, любви к родной земле.

 Работать при таком директоре было боязно, ответственно, но и интересно. Ежедневное общение с ним давало многое: расширяло кругозор, заставляло заниматься самообразованием. Георгий Васильевич воспитал целую плеяду учителей, ставших затем его коллегами.

В 1957 году он был награжден значком МП РСФСР «Отличник народного просвещения».

 Главным в работе директора считал стремление доносить до каждого учителя то новое, что появилось в педагогической науке, психологии, теории и практике школьного дела для постоянного улучшения учебно-воспитательного процесса. Он  часто говорил о том, что учитель как таковой исчезает, если он перестает  учиться. Он ценил учителя, старался, как мог, сделать его труд творческим, плодотворным, любимым. Тридцать лет работы вместе, в одном коллективе… и за эти годы, по словам педагогов – ветеранов, в школе не было ни одной ситуации конфликтности, нервозности, напряженности и недоверия, он всегда помнил, что сердце у учителя такое ранимое. Каждый просто мог войти в его кабинет, поведать что-то сокровенное. И каждый был уверен, что получит умный, добрый и тактичный совет. Особенно внимательным  он был  к начинающим учителям. Бережно, терпеливо учил их педагогическому мастерству, ведь многие из них – его ученики, которые и сейчас успешно трудятся в школе и с благодарностью вспоминают своего Учителя.

Вспоминает учитель русского языка и литературы Е.И.Кузьмина:

«Г.В. Алисов... Он мне казался в детстве, когда я перешла из начальной школы в  среднюю, огромным, строгим; встречаясь с ним в коридорах школы, я смотрела на него со страхом и быстрее уходила в сторону. От старшеклассников  слышала: «К Георгию Васильевичу лучше не попадать». Потом Георгий Васильевич стал моим учителем математики в старших классах, когда я, уже почти выпускница, могла, не отрываясь, смотреть на Учителя от Бога, слушать его объяснение, четкое, ясное, научное, и постигать неведомый до этого мир математики.

Уже став учительницей, я прислушивалась к добрым советам коллег, и в первую очередь Георгия Васильевича, который был тонким психологом, необычайно работоспособным и начитанным. Его природный ум, смекалка, великолепная память позволяли ему поражать слушателей фактами, он цитировал классиков марксизма-ленинизма, читал наизусть Пушкина, прекрасно пел. Бывший летчик, он с каким-то особым чувством пел о небе, о пилотах, неповторимо исполнял песню «Помнишь, мама моя...» Посещая уроки, Георгий Васильевич, кажется, проводил урок вместе со мной: кивнул - значит, все хорошо!, улыбнулся - понравился прием учителя, заерзал на стуле - сейчас вклинится в урок, убедится в умении детей мыслить, доказывать. Закончился урок для детей, а для учителя - это его продолжение. Скрупулезно анализируя каждый этап урока, отмечая достоинства и недостатки, Георгий Васильевич умел увидеть « изюминку» урока, сказать об этом учителю, вселить веру в его силы, ум. И это делало педагогов школы Алисова УЧИТЕЛЯМИ!»

Его слово на педсовете, емкое, весомое, грамотное, позволяло учителю «расти», совершенствоваться.

Георгий Васильевич  быстро завоевал почет и уважение  жителей родного края. Многие, когда  он шел по улице, наверное, за ум, простоту, доверие  крестьянскому люду, шептали: «Жорик наш -  чистый Ленин». Г.В. Алисов был авторитетнейшим человеком в нашем селе, и поэтому  многие родители  стремились к тому, чтобы  их дети  учились  в школе №1. Он умел дать правильный и ценный совет каждому, и это неудивительно, ведь за этим  стоял огромный труд по изучению  классиков педагогической науки, осмысление их идей. Георгий  Васильевич  был лично знаком с В.А.Сухомлинским, директором  Павлышевской средней  школы Кировской области, незаурядным ученым, педагогом-практиком. Его педагогические идеи  были близки Георгию Васильевичу, и он увлечено делился ими со своими коллегами.  

Георгий Васильевич  хорошо был известен в Академии педнаук СССР, сотрудники  которой неоднократно посещали школу, обобщали опыт работы педагогического  коллектива.  Статья  Г.В.Алисова «На базе  прочных традиций» помещена в книге «В школах России» (составители Д.Д.Зуев и др., М., «Просвещение», 1975 г.).

Георгий Васильевич был лично знаком и сотрудничал  с академиком  Ю. К. Бабанским, был  участником  «Всесоюзного  общества знаний». Министерство  просвещения  СССР неоднократно награждало  Георгия Васильевича  Почетными грамотами  за интересные доклады  и выступления  на Всесоюзных «Педагогических чтениях».

Огромное значение он уделял  трудовому воспитанию и считал, что именно в трудовой деятельности  человек  утверждает себя как гражданин. И  первую школу самоутверждения в труде учащиеся сельской  школы  проходили в ученической бригаде, которую он основал  в 1956 году.  Он придавал важное значение  опытнической работе, что способствовало  расширению  знаний учащихся, привитию навыков  наблюдений, исследования. За лучшую постановку опытнической работы во Всероссийском конкурсе  среди школ  и внешкольных учреждениях  РСФСР имя Алисова Г. В. было занесено  в Книгу Почета.

В 1965 году Г.В.Алисову присвоено почетное  звание Заслуженного учителя школ РСФСР, с чем его  лично поздравил  министр просвещения РСФСР.

Воспитывая  у своих учеников  любовь к Родине, приобщал их  к глубокому  изучению  истории родного края. Все знают  и помнят святую школьную реликвию  «Книгу Славы», куда занесены  имена всех  бывших учителей и учащихся школы, павших на фронтах  Великой Отечественной  войны, а так же портреты медалистов и выпускников, отличившихся в труде. Созданию этой книги предшествовала большая кропотливая работа всего школьного коллектива.

Яркий, неординарный, увлеченный, талантливый, умный – таким он остался  в памяти учителей школы. В те же 70-е годы вместе с Анной Афанасьевной, своей женой, учительницей истории, он создал в школе прекрасный музей боевой славы, где  были собраны  бесценные  материалы о войне, о земляках – песчанокопцах на фронте. Следопыты написали историю 134-го танкового полка, освобождавшего  Песчанокопское в январе 1943 года, организовывали встречи с ветеранами. И можно утверждать, что музей стал семейным делом Алисовых.  

В 1975 году Г. В. Алисов награжден значком «Отличник Просвещения СССР».

Много времени и сил отдавал он школе – новостройке,  сегодняшнему  зданию ПСШ №1. Оборудование кабинетов, озеленение, строительство спортивного комплекса - далеко не весь перечень его деятельности на этом  поприще. Средняя школа №1  одной из первых перешла на кабинетную систему обучения. Директор и педколлектив старались предусмотреть все, чтобы мальчишкам и девчонкам было интересно  входить в удивительную страну знаний, полную чудес и неожиданных открытий, и этот  опыт приезжали перенимать педагоги  других школ. Об этом есть информация в  районной газете «Колос» № 106, 1989 год.

А семьянином Георгий Васильевич был не хуже, чем учителем. Он воспитал и выпустил в жизнь 3-х сыновей: Василия, Петра, Юрия и дочь Ольгу. Судьба разбросала их по всему свету.

Дочь Г.В.Алисова, Ольга Георгиевна Борзова, родилась  в селе Песчанокопском. Здесь окончила с золотой медалью среднюю школу №1. Потом окончила Ростовский медицинский институт. 15 лет была главным врачом Областной детской  клинической  больницы, кандидат медицинских наук, Заслуженный врач России.  Ольга Георгиевна  много лет была депутатом Законодательного Собрания Ростовской области. Баллотировалась  на выборы в Государственную Думу  от партии «Единая Россия», нашла поддержку среди  песчанокопцев и  избирателей Ростовской области  и сейчас  является  депутатом Государственной Думы, замужем, есть дочь.

Василий Георгиевич Алисов окончил Ленинградскую Военно-строительную академию, живет во Владивостоке, имеет звание генерала.  

Петр Георгиевич Алисов  в 1970 году окончил ПСШ№1 с золотой медалью. Немногие из выпускников сельских школ  решались в то время поступать в такие учебные заведения, как  Ленинградская Высшая военно-медицинская академия. Петр успешно сдал экзамены и так  же успешно учился. С отличием в 1976 году окончил учебу  на факультете подготовки врачей для военно-морского флота. Событиями его жизнь была богата настолько, что хватило бы на несколько жизней. Он служил на Новой Земле, шесть раз выезжал  в командировку в Афганистан. 1988 году был награжден  орденом  «За  службу Родине  в вооруженных силах СССР» 3 степени, участвовал в контртеррористической операции на Северном Кавказе, за что награжден орденом  «За военные заслуги».  Он автор книги «Огнестрельные  ранения живота»,   93 публикаций.

Юрий Георгиевич Алисов – младший сын  Георгия Васильевича, также окончил ПСШ № 1 в 1980   году с золотой медалью. Окончил Киевский институт  Гражданской авиации, осуществив мечту отца. Юрий жил с семьей в Минводах, работал в Каире  (бортинженер  гражданской авиации). Знает три иностранных языка, что помогало ему работать за рубежом. Имеет двух сыновей. Сейчас живет и работает в родном селе Песчанокопское. На протяжении многих лет занимал пост Главы Песчанокопского сельского поселения.

 

 «Важная забота школы, – считал Георгий Васильевич, – судьба выпускников». Он всегда знал, где учатся и трудятся его питомцы. Многие из них писали письма, делились успехами, обращались за советом к Учителю. Он искренне  радовался  успехам своих выпускников, с гордостью говорил о них, а он это умел, как никто другой. Чутко прислушиваясь к мнению выпускников старших лет, внимательно следя за их судьбой, он  вносил коррективы в план учебно-воспитательной работы, заботясь о том, чтобы выше  поднять качество  обучения и воспитания, достичь еще более значительных результатов. В этом он видел смысл педагогической деятельности. И когда по традиции в первые дни февраля бывшие выпускники собираются в школе на традиционном празднике  Вечере встречи выпускников, все они с благодарностью говорят о родной школе, школе Алисова. 

Более 30 лет находясь во главе ПСШ №1, он остался в памяти селян как человек, посвятивший жизнь своему делу: учить детей и выпускать их во взрослую жизнь. Даже когда Георгий Васильевич ушел на пенсию и стал председателем районного Совета ветеранов, он не терял связей с родной школой, был привычным, но очень желанным гостем на всех школьных праздниках - 1 сентября, День учителя, Вечера встречи выпускников, Последний звонок, Выпускной бал. На каждой встрече он говорил о задачах нового поколения, о том, что нынешней молодежи придется жить в третьем тысячелетии, о великой ее ответственности перед будущим. Он говорил о необходимости чтить, хранить и продолжать исторические традиции района, села, родной школы.  

Искреннее, неутомимое сопереживание судьбе каждого человека - от малого ребенка до глубокого старика - пожалуй, главное, что притягивало к нему и что сделало его настоящим кумиром для целого ряда поколений села Песчанокопского, района в целом.  Находясь на заслуженном отдыхе, Георгий Васильевич Алисов возглавлял районный Совет ветеранов войны и труда. И на этом поприще много сделал для увековечивания боевых подвигов своих земляков. Благодаря его активной деятельности, высокому авторитету среди населения, местных органов власти, руководителей хозяйств,   удалось заново построить Памятник артиллерийскому расчету, Стелы памяти расстрелянным советским патриотам в годы Великой Отечественной войны у комбината «Промстройматериалы» и правления СПК «Заря», Памятник юному пионеру-герою Жоре Пономареву.

9 апреля 1999 года на 74-м году Георгий Васильевич Алисов ушел из жизни.  Все село провожало  его в последний путь. Этому печальному событию посвящен подробный материал в районной газете «Колос» № 30, №42, 1999 год.

Благодарные песчанокопцы назвали его именем улицу райцентра и  его родную Песчанокопскую школу № 1. В настоящее время организована премия имени Г.В.Алисова, которая ежегодно вручается лучшему учителю Песчанокопской школы №1.

Удивительно мудрый и земной человек Георгий Васильевич Алисов. Всю свою жизнь, все  свое сердце  он отдал замечательному  и благородному делу воспитания молодежи.

Георгий Васильевич  всегда  использовал даже самую  малую  возможность защитить ребенка, помочь ему, потому что  такова его жизненная позиция – «сердце отдавать детям».

Он свято  верил, что  профессия учителя от Бога, всегда будет  востребована и почетна, а девизом общества станет: «Дети – наше будущее».

8 мая 2018 года, накануне Великого праздника Дня Победы, в Песчанокопской школе №1 имени Г.В.Алисова установлена Парта Героя – Георгия Васильевича Алисова.