ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц ЦНАСТРОЙКИ:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПЕСЧАНОКОПСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 ИМЕНИ Г.В. АЛИСОВА
Официальный сайт
с. Песчанокопское ул. Алисова 7
8-86373-91240
psch1a@yandex.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПЕСЧАНОКОПСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 ИМЕНИ Г.В. АЛИСОВА

Официальный сайт
МЕНЮ

Сведения об образовательной организации

Антикоррупционная деятельность

Телефон доверия

История школы

Герои и подвиги

ПОС Госуслуги

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Главная

Выбираем профессию

 Школьная жизнь, в понимании старшеклассников, перегружена «полезной» информацией.  Практическая задача педагогов – как можно лучше подготовить своих старшеклассников к ЕГЭ. Практическая задача психологов – максимально эффективно поддержать учащихся  в один из самых ответственных периодов их жизни – период принятия жизненно важных решений, выбора жизненного пути. А профессиональный выбор, как бы нам взрослым ни хотелось, очень часто не воспринимается старшеклассниками как один из самых важных. Очень часто получается так, что уже прошли все экзаменационные испытания, а ученик все еще никак не может определиться, куда идти дальше. Как не согласиться с мнением кандидата психологических наук, автором многих практических разработок для работы школьных психологов, Натальи Ефимовой: «Чем раньше начнется личностное и профессиональное развитие, тем в большей степени можно прогнозировать психологическое благополучие, удовлетворенность жизнью и личностный рост каждого человека в современном мире».

  Что такое успешный выбор профессии?

 Не так часто приходится делать выбор, влияющий на всю дальнейшую жизнь. Вообще-то их два: выбор любимого человека, с которым предстоит жить, и выбор будущего дела, благодаря которому можно зарабатывать на достойное существование. В первом случае большее значение имеет выбор сердца и души, да и во времени нет столь категоричных ограничений.

 А вот со вторым выбором молодым людям приходится сталкиваться еще в школе или сразу после ее окончания. Ведь где-то нужно продолжать свое обучение или начать работать. Найти себя в мире профессий означает получить возможность достойно зарабатывать, чувствовать себя нужным людям, максимально полно раскрыть свои способности, заслужить почет и уважение.

 Главная сложность при выборе профессии, наверное, в том, что чаще всего его приходится совершать вслепую. Не всегда удается познакомиться с профессией непосредственно. И не редко бывает так, что-либо ты не подходишь ей, либо она тебе не особенно-то и понравилась. Обидно было бы оказаться в подобной ситуации. Поэтому к профессиональному самоопределению нужно подходить осмысленно и начинать думать о перспективах будущей работы уже в школе.

 Давайте определимся, что же означают слова профессия, специальность, должность и другие, которыми мы будем дальше оперировать?

 Профессия – происходит от латинского professio, означающего «публичное выступление». Во времена Древнего Рима так называли род занятий, которому человек себя посвящал и о котором заявлял публично.

 В современном обществе под профессией понимают такое занятие человека, которое:

  - требует специальной подготовки, обучения.  Т.е. виды работы, которыми может заниматься любой, это еще не профессия. Например, разносчик конвертов по почтовым ящикам.

  - практикуется человеком регулярно. К примеру, если врач любит писать статьи о своей работе и иногда даже печатает их, то он никак не журналист. Он по профессии врач.

  - служит источником средств к существованию. Этим профессия отличается от хобби, хотя в жизни может быть и по-другому.

 Специальность – это конкретный вид деятельности в рамках какой-либо профессии. Например, в профессию «врач» входят такие специальности, как хирург, окулист, педиатр и т.д.

 Должность – это конкретный трудовой пост. Например, хирург может выполнять должность главного врача, а педиатр – председателя профкома.

 Карьера – путь человека в избранной им сфере деятельности. Например,  лаборант – ассистент – доцент – профессор – академик. Или так: хоккеист – игрок ведущих зарубежных клубов – тренер престижной команды – президент спортивной федерации.

 Самооценка. Уровень притязаний.

 Понятия карьера, карьерный рост напрямую связаны с понятиями самооценка, уровень притязаний. Карьерный рост предполагает продвижение по службе. Выражение «сделал себе карьеру» означает, что обычно карьерного роста не бывает случайно или быстро. Его надо делать, и, желательно, своими руками, тогда и на вершине ты будешь стоять уверенно. Но стремление достичь максимального успеха в избранной профессии присуще не всем людям.  Многое зависит от индивидуальных особенностей человека. Кто-то на всю жизнь остается простым лаборантом и ходит на работу с удовольствием, никому и ничему не завидуя. А кто-то обладает ненасытным стремлением к общественному признанию, известности и славе, что никакие достижения не приносят ему удовлетворения, потому что всегда есть кто-то, кто достиг большего.

 В психологическом словаре Л.А.Карпенко есть определение самооценки как оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. А для того, чтобы давать оценку, необходимо хотя бы знать то, что ты оцениваешь. И в первую очередь, если речь идет о себе. Незнание себя, своего неповторимого набора качеств затрудняет в том числе и профессиональный выбор – делает его недостаточно обоснованным, случайным. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека, т.е. с тем, на что человек пытается и хочет претендовать. Английский психолог У.  Джемсом сказал: «… Наше самоощущение в этом мире зависит исключительно от того, кем мы вознамерились стать и что мы вознамерились совершить».

 Формула выбора профессии.

 Что же такое правильный, успешный выбор?

 Профконсультанты предлагают оценить свой предполагаемый выбор с помощью формулы «хочу, могу, надо» или, как предлагает в своей книге «Выбираем профессию» А. Грецов формулу «три В» - Возможность, Влечение, Востребованность.  По сути, это одно и то же.

 Возможность (могу) – наличие способностей именно к данной работе, соответствие особенностей личности специфике выбранной профессии, отсутствие медицинских или психологических противопоказаний к ней.

 Влечение (хочу) – желание выполнять конкретную работу, интерес к ней, направленность именно на эту деятельность.

 Востребованность (надо) – потребность общества в работниках этого профиля. Определяется спросом на рынке труда и готовностью работодателей платить им достойную зарплату.

 Как не ошибиться?

 Давайте рассмотрим некоторые ошибки при выборе профессии, которые чаще всего допускают  молодые люди. Знать – это уже полдела.

 Ошибки при выборе профессии.

 Отождествление профессии со школьным предметом.

Даже если тебе очень нравится какой-то школьный предмет, из этого еще не следует, что понравится и связанная с ним работа. Одно дело – эмоционально обсуждать на уроках поступки литературных героев, совсем другое – зарабатывать на жизнь тем, что читать каждый день  сотню страниц текста готовящихся к печати книг, исправлять в них все орфографические ошибки и редактировать неудачные фразы. Школьный предмет – это еще не профессия. Так же обстоит дело с симпатией и антипатией к человеку, который ведет школьный предмет. Не нужно путать одно с другим. Хотя встреча с талантливым и заинтересованным учителем иной раз может помочь в раскрытии способностей и формировании интереса к области знания.

 Ориентация на мнение случайных людей.

Порой окружающие очень любят раздавать советы, даже если их собственные представления о мире профессий ограничивается бытовыми, стереотипными представлениями. Прими за правило. Советуйся, но ответственность за принятое решение всегда должна быть на тебе самом. И народная мудрость гласит: нельзя советовать в двух вопросах – с кем человеку быть и кем ему быть. Подумай над этим.

 Выбор профессии по внешнему впечатлению о ней.

Не учитывается то, чем реально предстоит заниматься  большую часть времени. Например, для спортсмена выступление на соревновании – момент триумфа. Однако его «черновая» работа состоит совсем не из аплодисментов и золотых медалей. Это ежедневные многочасовые тренировки, строгая диета и режим труда и отдыха, и т.д. Даже имеют место быть трудности семейного быта. Изучи как можно подробнее содержание труда, требования профессии. Принимаешь ли ты их?

 Выбор профессии «за компанию».

Это очень распространенная ситуация. Иногда этот выбор может оказаться удачным. Если дружат и собираются в компании люди с более или менее схожими способностями и интересами. Но так же дружат совершенно разные люди, компенсируя в общении недостатки друг друга. Про таких говорят: «Как только они дружат столько лет». Но за станком ты не сможешь стоять рядом с другом. Тебе во всем придется полагаться на самого себя. Так же «выбор за компанию» делают недостаточно уверенные в себе люди, которые боятся взять на себя ответственность за свой выбор. Неопределенность жизненной перспективы вызывает тревогу, а принимать какое-либо решение все равно придется. И в такой ситуации хочется быть рядом с тем, кто в себе уверен, кто уже все решил и убежден в правильности намеченного. А дальше все зависит от удачи.

 Недостаточный учет своих способностей.

Делать своей профессией целесообразно то, что у тебя хорошо получается. Это звучит банально, почему-то иногда упускается из виду, но это так. Помнишь «Моцарта и Сальери» А.С.Пушкина? Сальери музыкальными талантами не блистал, но «усильем, напряженным постоянством …сделался ремесленник» и даже получил на этом поприще известность. Но при встрече с действительно талантливым Моцартом он почувствовал свою полную несостоятельность, испытал жгучую зависть и не нашел ничего лучшего, чем отравить своего конкурента. Конечно, это литературный пример в историческом смысле неточен, легенда об отравлении Моцарта, по данным современной науки, подтверждения не находит. Однако описанная ситуация противоречия упорства и таланта в том или ином виде встречается в жизни многих людей. При огромном желании, потратив много времени и колоссальные силы, можно стать специалистом даже в том, к чему у тебя нет способностей совершенно.  В конце концов Сальери тоже стал композитором! Но Моцарта мы узнаем по первым аккордам и ни с кем другим уж точно не перепутаем.

 Перенос отношения к человеку на отношение к его профессии.

Бывает, что профессия начинает нравиться потому, что тебе симпатичен тот человек, что ею обладает.  То есть интерес к человеку был ошибочно принят за  интерес к профессии.  «Хороший человек» -- это не профессия. Умей отличать одно от другого.

 Выбор исключительно по признаку престижности.

Работать бухгалтером или операционалистом в банке не означает ворочать миллионами. Это предполагает каждодневное скрупулезное оформление огромного количества финансовых документов. А ошибешься – расплачиваться будешь со своего кармана. Впрочем, не следует думать, что это скучная и неинтересная работа. У некоторых  людей есть «тяга» и способности именно к такому виду деятельности. Вот только вряд ли получится хороший работник из того, кто выбрал определенную профессию только потому, что это круто. Нет престижности самой по себе. Она имеет место быть только в определенном кругу. В Майами в бикини из чистой кожи и в ковбойских сапогах в качестве бармена ты, может быть, и будешь выглядеть круто.  Но не забудь соотнести свою будущую профессию с планами на жизнь.   Выбирать профессию, руководствуясь модой, не вполне логично. Ведь к тому времени, когда ты закончишь обучение и начнешь работать, мода, скорее всего уже изменится.

 Выбор вопреки, назло чему- или кому-либо.

Выбор профессии – дело, существенно влияющее на твою судьбу. И не очень умно совершать его «назло» кому-нибудь. (Стоит ли этот кто-то таких жертв?  Не слишком ли много чести ты ему оказываешь?) Профессию надо выбирать «на холодную голову», а не на эмоциях.

 Игнорирование медицинских противопоказаний.

Если профессия предъявляет повышенные требования к состоянию здоровья, то перед обучением ей нужно обязательно посоветоваться с врачом. При игнорировании медицинских противопоказаний, человек рискует окончательно  испортить себе здоровье, а то и вообще жизни себя лишить. И не только себя! Представь, что произойдет, если водитель рейсового автобуса, больной вегетативно-сосудистой дистонией (заболевание, при котором возможно резкое падение артериального давления), потеряет на ходу сознание.

 Отсутствие запасных вариантов выбора.

Не все желания и жизненные планы сбываются. В жизни много случайностей, все предвидеть немыслимо. Чтобы остаться «на плаву» при любых обстоятельствах, важно научиться заглядывать на два шага вперед и рассчитывать возможные ситуации, иметь запасные варианты выбора. Можно воспринять не поступление в вуз как крушение всех жизненных планов, а можно получить среднее специальное образование, а потом поступить сразу на второй или третий курс.  Все зависит от тебя самого, насколько ты окажешься живуч.

 Профессиональная мобильность.

 Так или иначе, мир вокруг нас и общество все время меняются, жизнь не стоит на месте. Важное качество современного человека, позволяющего адаптироваться к этому процессу и постоянно быть востребованным на рынке труда, должен обладать профессиональной мобильностью. Это готовность осваивать новые виды и способы работы, переходить на использование современной технологии, а при необходимости и поменять профессию. Работа по любой профессии - это жизненный опыт. Порой не самый удачный, но всегда полезный. Выбор профессии, пусть даже и не самый удачный - это не приговор к пожизненному заключению. Это шаг в жизни. Мобилизовать свои силы – это значит собраться и вперед. А не расслабляться и на диване горевать о своей несчастной доле. И речь тут, наверное, идет не столько о силе физической, сколько внутренней - силе духа.

 Интересы, склонности, задатки и способности.

 Люди, по-настоящему заинтересованные своим делом, трудятся много и с удовольствием, рабочее время для них пролетает незаметно. Такой труд почти не утомляет, если же усталость наступает, то она сама по себе приятна человеку.

 Интерес – это индивидуально-психологическая особенность человека, проявляющаяся в положительном эмоциональном отношении к различным объектам и явления окружающей действительности, а также в интеллектуальной, познавательной активности.

 Интересы могут перерастать в склонности, т.е. в устойчивое стремление к определенной деятельности, когда привлекательным становятся не только результат труда, но и его содержание, в том числе и предмет. Склонность – это нередко безотчетное стремление к определенному роду занятий, даже без ясного понимания причины самого этого стремления. Вот хочется этим заниматься – и все.

 Что такое способности, задатки?

 Все люди разные, и их возможности достигнуть успеха в разных профессиях тоже отличаются. Что-то одному дается легко, а другому – только через силу. От чего это зависит? Не только от затрачиваемых усилий, но и от «сродства» с тем, чем он занимается.

 Способности – это система психологических и физиологических качеств личности, которые обеспечивают легкость приобретения знаний и умений, а также создают предпосылки для достижения максимальных результатов в каком-либо виде деятельности.

 Не бывает «просто способностей», каждая из них – это способность к чему-либо, к конкретному виду человеческой деятельности. Чем больше способности человека соответствуют требованиям того дела, которым он занимается, тем успешнее он его выполняет, быстрее им овладевает и меньше сил тратит.

 Не следует путать способности со знаниями или умениями. Отсутствие каких-либо знаний или умений еще не означает неспособность. Возможно,  просто недостаточно проявлено трудолюбия и усердия в овладении чем-либо. Ведь ничего не делая и уповая на то, что ты в чем-то способен далеко не уедешь. Каким бы одаренным ни был человек, но если он себя не развивает, не работает над собой, все его способности просто «уйдут в спячку». Чтобы способности переросли в реальные достижения  нужно прилагать усилия.

 Как же узнать, к чему у тебя способности?

 Когда человек начинает осваивать что-то, к чему у него выражены способности, возникает ощущение, будто он когда-то все это уже знал и умел, только немного подзабыл – так у него все ладно получается. Кажется, достаточно лишь слегка напомнить ему, как и что делается, один раз показать или подсказать, и он тут же все вспомнит. Это первый и самый важный признак наличия способности к чему-либо – легкость и быстрота освоения деятельности.

 Второй признак способностей – гибкость, возможность совершать действия разными способами. Например, о математических способностях свидетельствует не столько то, что ученик решает сложную задачу, а то, что он может опознать несколько вариантов ее решения. Или  водитель: при хороших способностях он будет одинаково хорошо ездить на любой трассе, при слабых же – только на знакомой.

 Третий признак способностей – легкость переноса навыков в новые ситуации, на другие виды деятельности. Например, водитель садится за руль другой машины, у которой несколько отличается система управления. Или, например, пересаживается с легковой машины на грузовик, автобус или мотоцикл. Если способности к вождению достаточно хороши, дополнительное обучение почти не требуется, необходимо лишь немного попрактиковаться. А вот если эти способности находятся на низком уровне – учиться вождению придется почти заново. Более того, уже сформированный похожий навык будет не столько помогать, сколько мешать!

 Четвертый признак способностей – отзывчивость на помощь, существенное повышение эффективности деятельности в ответ на нее. Достаточно чуть-чуть подсказать способному в чем-то человеку, показать ему что-то или даже просто подбодрить словами – и при такой помощи извне он сможет выполнить деятельность более сложного уровня. А другому,  сколько ни помогай, уровень сложности выполняемых им заданий не возрастает. При этом помощь не обязательно должна быть от другого человека. Способный человек может сам помочь себе: поискать недостающие знания в Интернете, в книгах и т.д.

 Большинство современных исследователей приводят такие цифры: примерно на 50-60% способности предопределены врожденными характеристиками, а на оставшиеся 40-50% -- условиями жизни человека. Но понимать эту информацию так, что «если талантлив мой отец, то я буду талантливым однозначно» не следует. Тогда все потомки А.С. Пушкина были бы великими поэтами, а Юрия Гагарина – космонавтами. По наследству передаются отдельные качества, задатки, но их сочетания, лежащие в основе способностей, в неизменном виде не передаются. Проявления способностей зависят от конкретных способов и условий, методик формирования знаний и умений. Поэтому одно из важнейших условий для раскрытия способностей – наличие хорошего наставника, компетентного в своем деле, который желает и умеет делиться своими знаниями и умениями. Ищи его, а нашел – используй максимум возможностей учиться у него.

 Интересы и способности.

 Если профессия предъявляет не очень высокие требования к способностям, а для успеха в ней достаточно освоить работу среднего уровня сложности, то на первом месте по значимости будет интерес. Если даже способностей недостаточно, при увлеченности обучением и работой это вполне удается компенсировать. Но если речь идет о профессии, где предъявляются жесткие требования к специальным способностям, или если человек ориентирован исключительно на достижения  высочайшего уровня, никакой интерес уже не в состоянии компенсировать недостаток способностей. Для мастерской игры на скрипке нужен абсолютный музыкальный слух, а для того, чтобы стать олимпийским чемпионом по гимнастике – ярко выраженные двигательные способности (в первую очередь координацию и гибкость). Если этого нет – никакой интерес не позволит добиться таких результатов.

© 2024. Создано на Joomla!® - бесплатное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU General Public License Если Вы видите ошибку на нашем сайте напишите нам feedback@alisov-scool.ru (с)МБОУ ПСОШ № 1 им. Г.В. Алисова 2014-.